Старый Харьков
Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи |
ХАРЬКОВ-КРЕПОСТЬ
Поселения на территории Харьковской области были всегда, потому что климатические условия благоприятны для проживания - средняя температура летом +21 С и зимой –8 С. Основная сумма осадков приходится на теплое время года, поэтому климат благоприятный для земледелия. Рельеф Харьковской области – это холмистая равнина. Плодородные черноземные почвы обеспечивали с древних времен безбедную жизнь местных поселений. По этой же причине Харьковщина неоднократно подвергалась набегам крымских татар. Первые упоминания о населенных пунктах на территории нынешней Харьковской области встречаются в исторических документах 11-12 веков. В «Слове о полку Игореве» рассказывается о том, как новгородский князь Игорь Святославич, бежав из плена половецкого, переправился через реку Донец и остановился в городе, носившем то же название. Речь идет о Донецком городище близ Харькова, на берегу речки Уды, которая впадает в Северский Донец. Исторические документы говорят о том, что уже во второй половине 16 века (1550-е годы) территория Харьковщины была обжита. В царских указах Ивана Грозного (1575 г.) о размещении сторожевых пунктов на юге Русского государства от нападения татар упоминаются Ольшаны, Коломак, Балаклея и др. Сторожевые укрепления вырастали на местах древних городищ. И дальше снова о Харькове. Следы первых поселений на Харьковском городище относятся к 1654 г. А целенаправленное превращение Харьковского поселения в крепость было узаконено в 1656 г. Царским указом Алексея Михайловича, был назначен первый воевода – В.Селифонтов и в 1656-1659 гг. была построена Харьковская крепость. Крепость располагалась на возвышенности у слияния рек Харьков-Уды и Лопань, крепость была почти недоступной для внезапного нападения врага. Очень удачное территориальное положение крепости постепенно превратило ее в военно-административный, экономический и просветительский центр Слободской Украины. Население преимущественно составляли служилые люди, стрельцы да «боярские дети» чтобы в трудные времена преградить путь врагу. Поэтому на гербе Харькова почти всегда присутствовал символ силы – сначала стрела с луком, потом меч, потом (в советское время) атомное ядро, сейчас снова меч. Историки предполагают, что в раннем периоде истории города (середина 17 века) Харьков имел в гербе на желтом поле напряженный лук со стрелой черного цвета. Этот герб соответствовал тому периоду истории города, когда Харьков играл роль военно-опорного пункта на южной границе Русского государства. Первое упоминание об этом гербе есть в "Хроно-географическом описании города Харькова", изданном в 1767 году. В предполагаемом гербе использовалась и другая цветовая гамма – на зеленом щите лук желтого цвета. Очевидно, что изображение лука со стрелой на эмблеме города сберегалось до образования в 1785 году Слободско-Украинской губернии. 21 сентября 1781 года был утвержден новый герб (герб Харьковского наместничества), представляющий собой геральдический щит французской формы (четырехугольный, заостренный к низу). На зеленом поле щита изображены "положенные крестообразно Рог Изобилия с находящимися в нем плодами и цветами, и кадуцея, или Меркурьев Жезл" – золотой жезл с серебряными крыльями, который обвивают змеи серебристого цвета. Зеленый цвет в геральдике символизирует надежду, радость, достаток. Рог Изобилия – природные богатства края. Кадуцей – неизменный атрибут Бога Меркурия, который в эпоху античности считался покровителем торговцев, путешественников, парламентеров. Змеи, обвивающие кадуцей – символ мудрости. Таким образом, герб символизировал "как изобилие окружных стран того города, так и торговлю, производимую на "бывшей там знатной ярмарке". Автором герба является князь М.Щербатов, возглавлявший геральдмейстерскую контору с 1771 года. По Указу 1856 года были пересмотрены все губернские и другие гербы в связи с тем, что в городских гербах имели место недостатки, отказ от геральдических правил и, главное, – отсутствие в гербах единых монархических атрибутов, которые отображали бы основные принципы внутренней политики правительства. Был составлен проект нового герба, утвержденный 5 июля 1878 года. С этого времени и по 21 мая 1887 года Харьков имел герб с изображенной на серебряном щите черной оторванной конской головой "с червлеными глазами и языком, в червленой главе щита – золотая о шести лучах звезда между двумя византийскими монетами". Конская голова означала находящиеся в губернии конские заводы, звезда – университет, византийские монеты – торговлю и богатство. Щит был увенчан императорской короной и окружен дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. Автором герба является барон Б.Кене. Герб вызвал бурю протестов со стороны дворянства города, и 21 мая 1887 года по ходатайству харьковского дворянства городу был возвращен прежний герб: "…с изображением кадуцея и Рога Изобилия, но с тем, однако, чтобы над таковым гербом изображена была императорская корона, а по бокам сделаны украшения как в гербе 1878 года", т.е. щит, увенчанный императорской короной и окруженный дубовыми листьями, которые были соединены Андреевской лентой. По цветовой гамме – на зеленом щите расположены крестообразно золотой Рог Изобилия и кадуцей, жезл которого тоже золотой, а крылья и змеи серебряные. Этот герб хорошо сохранился на здании автотранспортного техникума города и оставался эмблемой города до 1917 года. С 1917 по 1968 год город не имел герба. Новый герб города советского периода появился 26 декабря 1968 года. Его автор – художник Е.Егоров. Цветовая гамма – красный, голубой, белый цвета. На верхней части щита на красном фоне изображена шестеренка, символизирующая промышленность города, на белом фоне – изображен золотой колос с золотыми орбитами электронов. Белый цвет – символ мира, сочетание красного и синего – цвета флага Украинской ССР, электронные орбиты напоминают, что Харьков – город науки, где впервые было расщеплено атомное ядро. Сессией Харьковского городского Совета народных депутатов 14 сентября 1995 года эмблемой города в третий раз за последние два столетия был утвержден герб с изображением кадуцея и Рога Изобилия как, во-первых, наиболее точно отображающий историю и традиции Харькова, и во-вторых – воспринимаемый самими жителями как символ их родного города. Поскольку Харьков был целенаправленно превращен в крепость, то разрешения на постройку зданий давали русские цари, ибо после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Харьков в 17-18 вв. входил в состав Белгородской епархии и подчинялся Московскому патриархату. Так первыми постройками на территории Харьковской крепости были Успенская Церковь, позже достроена Успенским Собором. К 1660 г. кроме Соборной Успенской церкви в Харькове были возведены Благовещенская, Троицкая и Николаевская церкви. Первые постройки были деревянные и по мере износа заменялись на каменные, и новые храмы были краше прежних. Так Покровский Собор, а затем и монастырь в 1700-1726 году были построены уже в каменном виде, сохранив деревянный стиль – южнорусское направление архитектуры, и посвящен любимому празднику русских воинов – Покрову Пресвятой Богородицы. Возраст Благовещенского Собора сравним с возрастом Харькова, но появился он в 1650-е годы, как деревянная церковь у подножия Крепости Харьков. На месте сгоревшей церкви была построена каменная. А современный вид Благовещенский Собор приобрел к 900 летию крещения Руси по проекту арх. Михаила Ловцова. Строился собор рядом со старым, и что называется руками харьковчан. В то время кирпичные заводы были на другом берегу реки Лопань, а мосты не могли выдержать тяжелый груз, так что кирпичи передавались по одному из рук в руки с одного берега на другой. Освящение нового собора было в 1901 году, он стал одним из красивейших соборов Харькова. В архитектурной планировке, он как бы завершает ансамбль Подола своей красотой и величием. До сих пор сохранились фрески великих русских художников Васнецова и Нестерова. В советское время с 1936 по 1943 годы собор использовался как общежитие, а его подвалы под склады для Центрального Рынка. В 1980-е годы Благовещенский Собор был отреставрирован и сейчас один из красивейших кафедральных соборов Украины. При возведении каменных построек были заложены подземные ходы к реке Лопань на случай осады Харькова татарами и на северном направлении к полевым укреплениям, где не было рек и озер, где город защищали люнеты. Сейчас это район Театральной площади и переулка Кравцова (район книжного рынка). В мирное время харьковчане возделывали угодья вокруг крепости и познавали науки духовные и естественные в первом учебном заведении – Коллегиуме, на территории Покровского Собора. В общей системе защиты юга России Харькову придавалось исключительно важное стратегическое значение. Так в 1709 г. по пути из Азова, город посетил Петр 1 и приказал усилить и расширить укрепления города. По первым документам, план города-крепости отражал до 30 гектаров. Ее границы не выходили за пределы современных центральных площадей Пролетарской, Розы Люксембург, пл. Конституции и Бурсацкого спуска. Вдоль дорог, которые вели из города в сторону Полтавы, Сум, Чугуева, Белгорода, Змиёва тянулись редкие жилые усадьбы с садами, левадами и огородами. Это было начало будущих городских магистралей – улиц Сумской, Московской (ныне пр-кт Московский), Екатеринославской (ныне Полтавский Шлях), Змиевской (ныне проспект Гагарина). Первые 100 лет как крепости - до средины 18 века - Харьков был полон военных тревог и забот. Здесь были расположены военное и гражданское управления всей Слобожанщины. И хотя граница Слободской Украины постепенно отодвигалась к югу, город не переставал укрепляться и причиной тому были не только войны на юге России с Турцией, но и крестьянские волнения под влиянием разинских «прелестных грамот». Бои повстанцев с правительственными войсками шли на подступах к Харькову. В руках сторонников Степана Разина (1670 г.) оказались Чугуев, Змиев, Балаклея, Мерефа. Еще несколько интересных моментов из духовной жизни харьковчан, эпохи Харьков-крепость. Военное предназначение и трудные времена вызывали потребность горожан и жителей пригорода в религиозных ритуалах, взаимопомощи – так средства прихожан добавлялись на восстановление обветшалых или сгоревших храмов. Новые храмы были каменные и еще богаче и краше деревянных. Благодаря участи прихожан стиль построек церковных зданий и их утварь, молитвенники и церковные ритуалы учитывались и западного и южнорусского направлений. Часто книги и иконы привозили из других городов (Черкасс). Иконостас Успенского Собора был сделан по рисунку Растрелли и представляет собой действительно украшение собора, являясь лучшим образцом памятника искусства в стиле рококо. Он близок по характеру работы украшений к иконостасу в Ахтырском соборе, приписываемому также Растрелли. Еще надо отметить о первых каменных постройках Харькова, что они были строго контролируемы по стилю и предназначению. Так план застройки Харькова был составлен комиссией архитекторов Санкт-Петербурга и Москвы под руководством А.Квасова. Главный архитектурный стиль 18 века – классицизм. Приемами классической регулярной планировки пронизаны и все планы городов Харьковщины. В архитектурном плане классицизм проявлялся в математической четкости планировки, геометричности очертаний. Так площадям придавались формы квадрата, круга, прямоугольника. Проектные планы городов были прямоугольные, радиально-кольцевые, лучевые, линейные или смешанные композиции. В основном харьковские градостроители придерживались официально рекомендованных образцов. Большие общественные и жилые здания украшали античные портики и колоннады. При строительстве малых жилых домов строго соблюдались определенные пропорции частей зданий, нечетность оконных проемов, расчленение фасадов пилястрами по вертикали и рустовкой по горизонтали. И сегодня еще на улицах Карла Маркса, Димитрова, Краснооктябрьской, Октябрьской революции и многих других сохранились дома, построенные по «образцовым» проектам. Они привлекают внимание лаконичностью форм, строгостью и гармоничностью пропорций. Русский классицизм в архитектуре, так же как в литературе и искусстве, воплотил в себе чувство гражданственности, патриотические идеалы просветителей, их веру в разум и гуманистические устремления, борьбу за человеческое достоинство. У гражданского населения Харькова патриотизм проявлялся в создании и содержании самими прихожанами при храмах шпиталей, приютов для больных и бездомных. А сами священнослужители не считали зазорным заниматься промышленными или торговыми операциями, имели землю и крестьян, торговали лесом, занимались чумачеством, портняжничеством, печным делом и т.д. В 1737 г. был издан указ Синода (С.Петербург) об обязательном исповедании, соблюдении постов. А тем, кто не был на исповеди три года – отправлять на две недели на казенные или полицейские работы. Этим же Указом была введена плата: за крещение младенцев 3 коп., за свадьбу 10 коп., за погребение взрослого 10 коп., за младенцев 3 коп., за исповедь и причастие плату не брать. Братства, школы, шпитали – прекрасные памятники христианских добрых чувств харьковчан того времени. К сожалению, культурное наследие не всегда переходило от одного поколения к другому. Приводятся документы появления разногласий между гражданами, в том числе и священнослужителями – о ссорах между собой, брани на прихожан, драки, пьянство. Харьков постепенно утрачивал статус военной крепости, превращаясь в административный центр с экономико-торговым уклоном. К концу 18 века в Харькове были построены новые корпуса учебных заведений и общественных учреждений, построен гостинный двор. Главной отраслью хозяйства становилось земледелие, расширялось винокурение, смолокурение, кустарные промыслы. Слобожанские ярмарки стали известны далеко за пределами Украины. Главной ярмарочной площадью была нынешняя пл. Конституции. Ширилась торговля с заграницей. Именно в эти годы, на рубеже 18 и 19 веков на Харьковщине выросли крупные помещичьи хозяйства. Менялись политика и экономика Харькова, менялись нравы горожан. Приходило другое время – время феодально-крепостного строя, развитие капиталистических отношений и связанное с ним обострение классовых противоречий, что привело к глубоким изменениям во всей общественно-политической жизни Слобожанской Харьковщины. Литература . 1. Каменная летопись. Б.А. Бондаренко. история градостроительства и архитектура Харькова. Путеводитель. Харьков. «Прапор» 1978г. 2. История герба Харькова. Реферат ученика 11А класса общеобразовательной школы 1-3 ступеней №165. 3. История города Харькова за 250 лет его существования.(с 1655 по 1905 год). Историческая монография проф. Д.И. Багалея и Д.П Миллера. Харьков.1905г. Лидия Кобзар | |
Просмотров: 7905
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |