Четверг, 25.04.2024, 04:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » История улиц и площадей

ПОЛТАВСКИЙ ШЛЯХ
Улица возникла в последней четверти XVII века как Дорога на Полтаву, и поэтому долгое время называлась Полтавской. Она была настолько болотистой, что для проезда от крепости к подножию Холодной Горы приходилось замащивать дорогу хворостом. Там, где сейчас находится круглый сквер (между улицами Энгельса и Ярославской), улица прерывалась небольшим озером, через которое были сделаны гать и мостик. Во второй половине XVIII века по улице проходила дорога не только на Полтаву, но и в Новороссийский край, а позже на Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Соответственно менялось название улицы. Наряду с Полтавской ее называли Новороссийской, пока, наконец, за ней не закрепилось название Екатеринославской. В конце XVIII века это была улица купцов и чиновников. Живших здесь ранее крестьян переселили в слободы.

На рубеже XVIII и XIX веков хаотичной застройке был придан регулярный характер. Губернскому архитектору П. А. Ярославскому удалось согласовать принципы регулярности со сложившимся направлением дорог и сложным рельефом местности. В 1804 году в конце Екатеринославской, при въезде в город (Триумфальные ворота, район нынешней ул. Маршала Малиновского), была установлена застава. Таких застав насчитывалось 10. Их организовали в связи с тем, что винная торговля в городе была на откупе, а в близлежащих селах вино было значительно дешевле. На заставах прохожих обыскивали откупные кордонщики. В 1807 году на заставах установили еще и рогатки, которые поднимали лишь после обыска проезжавших.

В начале XIX века на Екатеринославской улице, в доме матери, находившемся напротив Дмитриевской церкви (в советское время кинотеатр «Спорт», сегодня кафедральный собор Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ по адресу Полтавский Шлях, 44), жил известный украинский писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко. В то время улица была застроена в основном домами под соломой. Каменных и деревянных зданий было очень мало. Как и раньше улицу пересекало озеро с деревянным мостиком, но теперь его окружали дома, и здесь образовалась небольшая круглая площадь. Начиная с 1837 года в соответствии с «Положением об упорядочении губернского города Харькова», запрещавшим строительство деревянных зданий на центральных улицах города, на Екатеринославской начали возводить каменные дома — двух- и трёхэтажные, в традициях русского классицизма.

С конца 30-х годов XIX столетия улица начала расти на запад. Сюда, на Холодную Гору, не входившую в черту города, переселилось из центра немало бедняков, не имевших возможности поддерживать свои дома в таком состоянии, которого требовало «Положение».

Холодная Гора открыта ветрам значительно больше, чем местность, расположенная внизу. Отсюда и ее название. Однако в народе живет легенда, будто на этой горе жил когда-то переселенец с Правобережной Украины по прозвищу Холод. Однажды Холода взяли в плен татары дом его разрушили, и в народной памяти осталось только его имя, давшее название этой местности. Холодную Гору раньше покрывал густой лес, и в жаркие дни можно было пройти тенистыми тропками до самого Куряжа.

На Холодной Горе, недалеко от кладбища, в доме известного переводчика произведений В. Шекспира И. Кронеберга с 9 по 16 июня 1846 года жил русский критик В. Г. Белинский. Здесь он встречался с членами харьковского литературного кружка.

В середине XIX столетия Екатеринославская улица застроилась до нынешней улицы Володарского. Дальше, за Холодной Горой, на полпути между Харьковом и Куряжем, находилось большое каменное здание трактира, называемого в городе «Залютино». По названию трактира получила, вероятно, название и прилегающая местность.

В середине XIX века левая сторона Екатеринославской улицы от нынешней улицы Маршала Конева до Холодной Горы была уже застроена небольшими домиками, в которых жили ремесленники и отставные солдаты, правая представляла собой сплошной пустырь со многими болотами. Город купцов и помещиков начинался за Дмитриевской церковью и тянулся к реке Лопань. Здесь жили чиновники губернского правления, в том числе и сам губернатор. Вот почему Екатеринославскую уже в 50-х годах XIX века замостили от Лопанского моста до нынешней улицы Малиновского. При строительстве мостовой улицу выровняли, а озеро засыпали, и на его месте разбили скверы (они существуют и сейчас). Приблизительно в то же время был упорядочен подъем на Холодную Гору, включённую в черту города (до нынешней улицы Петра Кандаурова). Благоустроенная часть улицы в снежные зимы служила местом санного катания.

Застройка Холодной горы активизировалась с 1869 года в связи с открытием движения по Азовско-Курской железной дороге и строительством вокзала. Там строились преимущественно одноэтажные жилые дома поселкового типа. В 1880 году на возвышенной части улицы был сооружен главный запасной резервуар харьковского водопровода. Вода в него накачивалась из Карповского источника. Остававшаяся пустынной территория к северу от улицы перед подъёмом на Холодную гору интенсивно застраивается складскими помещениями, тяготеющими к железной дороге. На равнинной части улицы, по которой осуществлялась связь между вокзалом и центром города, появляется много гостиниц, магазинов, ресторанов и зрелищных учреждений.

В 1874 году в начале Екатеринославской улицы, на месте бывшей гостиницы «Спартак» (до революции «Россия», в 1920-х Дом Советов — ул. Свердлова, 2. Закрыта в начале 1990-х, здание куплено фирмой «Спецвузавтоматика»), построили оперный, или, как его тогда называли, «лирический» театр. Это большое деревянное сооружение с чугунными лестницами, рассчитанное на 935 человек, возвели на средства военного врача Пащенко, увлекавшегося оперным искусством. Первый спектакль в новом оперном театре состоялся 26 декабря 1874 года.

В 1886 году в связи с отсутствием средств опера прекратила свое существование, а в 1891 году деревянное здание оперы сломали.

В 1883 году на Екатеринославской (в доме № 30) открылось музыкальное училище, преобразованное из музыкальных классов, созданных в октябре 1871 года. В здании училища находилось правление Харьковского музыкального общества.

Первая в Харькове конная железная дорога, проложенная в 1882 году, шла по центру города от Привокзальной площади по Екатеринославской до здания биржи (то есть до угла площадей Конституции и Розы Люксембург), позже – до нынешней площадь Восстания. Конку построили французские предприниматели, а спустя несколько лет, в 1886 году, продали ее бельгийскому акционерному обществу. По соглашению с городской думой общество сохраняло монопольные права на городской транспорт на протяжении 42 лет. Поэтому, когда в начале XX века в Харькове открылось трамвайное сообщение, линию трамвая проложили на окраинах города.

На рубеже XIX—XX веков в застройку улицы стали вторгаться четырёх- и шестиэтажные здания эклектической архитектуры и в стиле модерн, нарушившие её стилевую и масштабную однородность. Черты стилевого единства сохранились в застройке угловых участков перекрёстка с улицей Ярославской, где в середине XIX века были сооружены дома с использованием «образцовых» проектов.

В 1917 году на Екатеринославской, 8, работало Центральное бюро профессиональных союзов Харькова. В доме № 13 в 1919 году находился Харьковский штаб частей особого назначения (ЧОН), созданных для борьбы с бандитизмом.

После победы Октябрьской революции улицу благоустроили. Место конки занял трамвай. Улицу заасфальтировали и в районе Холодной Горы застроили новыми административными и жилыми зданиями.

Свердловский (Холодногорский) путепровод им. Магомета Караева соединяет Холодную гору и центральную часть Харькова. Проходит над путями станции Харьков-пассажирский Южной железной дороги. Был взорван в октябре 1941 года силами Советской армии в момент прохождения по мосту гитлеровских войск, входивших в город. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков, в рамках работ по восстановлению города, был заново построен и введен в строй в 1954 году. Благодаря архитектору А. М. Мацкевичу, ответственному за художественное оформление, мост стал одним из украшений города – широкое железобетонное полотно, красивые литые чугунные перила и светильники органично вписались в индустриальную архитектуру Харькова. В мае 1980 года на пилоне Холодногорского путепровода состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь рядового 82-го железнодорожного батальона 13-й железнодорожной бригады Магомета Караева, ценой своей жизни уничтожившего Холодногорский путепровод вместе с фашистскими техникой и солдатами.

В 1958 году был сооружен Лопанский мост.

После войны на улице выросли десятки новых жилых домов. Один из них (архитекторы В. Донской и В. Выродов) поднялся на углу с Красноармейской. Построен для работников завода «Красный Октябрь». На первом этаже расположена библиотека имени И. Франко.

В районе Холодной Горы выросло новое здание Дома культуры строителей.
В 1949 году на Свердлова, 18, начал работать Xapьковский областной драматический театр, преобразованный 23 октября 1960 года в Театр юного зрителя.

В 1972 году на углу с и Красноармейской сооружен десятиэтажный Дом быта, построенный по проекту архитекторов Э.Лебедева, Б. Клейна, В. Антонова.

С 1967 года велась капитальная застройка Холодной горы группами жилых домов индустриального изготовления, прикрытыми вдоль улицы более презентабельными жилыми зданиями по индивидуальным проектам, полностью сменившими частный сектор вначале на Октябрьской, а затем и на Ленинской стороне улицы. В этой части Полтавский Шлях заметно расширяется. Облик участка улицы от станции метро «Холодная гора» до развилки на Киев и Сумы сложился в основном в послевоенные годы: воинские части (в настоящее время частично переоборудованы под объекты гражданского назначения), Дом офицеров, танковое училище, жилые дома, первоначально заселённые преимущественно семьями военнослужащих. Поворачивающий к северу бывший участок улицы от парка «Юность» до трамвайного круга в настоящее время является отдельной улицей Залютинской.

23 августа 1975 года на Холодной Горе вступила в строй станция метрополитена «Улица Свердлова» (сегодня «Холодная Гора»). Станция мелкого заложения, колонного типа. Из подземных переходов пассажиры попадают в вестибюль, а затем по лестницам спускаются в станционный зал. Огромный подземный зал длиной в сто метров поддерживают два ряда колонн, отделанных белоснежным мрамором. Стены посадочных залов облицованы белым уральским мрамором, а цоколь — черным лабрадоритом. Пол станции устлан красным полированным гранитом.

Категория: История улиц и площадей | Добавил: Otshelnik (13.06.2011)
Просмотров: 7912 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]