Свято место - Статьи - Каталог статей - Старый Харьков
Суббота, 03.12.2016, 23:51 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Свято место
Еще лет десять тому назад Харьковчане сетовали на то, что им нечего показать гостям нашего города. Впечатлений на день можно обеспечить, а на второй — просто некуда деваться! У города нет мифа, не на ХТЗ же гостей везти. И с символикой тоже неважно. Рог изобилия, при таком количестве нищих, кроме горькой иронии ничего не вызывает. Единственные устойчивые символы Горисполком и Зеркальная струя. Я подумала, если есть символ, значит, есть и история, если есть история — есть и свои легенды.

Александр Юрьевич Лейбфрейд, кандидат архитектуры:
Особых легенд вокруг Стеклянной струи нет, а история давняя. В начале 19-го века начали осваивать земельные участки северней нынешней Театральной площади. Тогда образовалась Мироносицкая площадь, на которой стояла церковь жен-мироносиц и начиналась Мироносицкая улица. Со стороны Сумской было небольшое кладбище, которое вскоре закрыли, и это место превратилось в кладбищенский сквер. Сквер, огражденный красивой оградой, стоял много-много лет вплоть до революции.
Тамара Владимировна Новогребельская, инженер-конструктор:
Очень красивая церковь стояла, белая — мне приходилось там бывать. В ту пору, когда стали храмы разрушать и искать тому причины, нам сказали, что церковь мешает, что это площадь вблизи театра, театр старый — взорвем церковь — построим оперный театр.
Александр Юрьевич:
Ее строили в три приема. Старая церковь построена в начале 19-го века. Во второй половине века церковь реконструировали и, наконец, на рубеже веков замечательный харьковский зодчий Ловцов, автор Благовещенского собора и ныне разрушенной Дмитриевской церкви и многих других храмов построил великолепную колокольню, реконструировал и расширил сам храм. Этот храм и разрушили, когда начали строить оперный театр. Его взорвали, но не знали о том, что в колокольне были заложены металлические тяжи, которые держали ее очень прочно и устойчиво. И когда взрывали колокольню, ее верхушка зависла на тяжах. В народе стали поговаривать, что Бог не позволил разрушить церковь. Тяжи перерезали автогеном, церковь благополучно разобрали.
Тамара Владимировна:
Мы же были атеистами, принимали на веру все, что нам говорили, а верующие были в ужасе. Стояли на коленях цепью по двое суток, сменяя друг друга, чтобы не подпустить разрушителей, но ее все-таки взорвали. Вокруг нее изумительный сад, сирень, соловьи заливались...
Александр Юрьевич:
Мысль построить на месте храма грандиозное здание театра возникла в 30-х годах. Задумали его с залом на 4 тысячи зрителей и огромной сценой, через которую можно было бы пропускать демонстрации, даже проезжать танки. Объявили международный конкурс проектов. Ажиотаж необычайный: поступило 144 проекта, больше ста — из зарубежных стран. Среди конкурсантов — Вальтех, Гроппиус, Брейер, по предположениям были проекты Эриха Мендельсона и даже самого Карбюзье. Из Японии прислал проект Ямасаки, но победил заказной проект братьев Весниных. Он был задуман в стиле конструктивизма и полностью отвечал программе действий. Виктор Карпович Троценко возглавил группу, которая разрабатывала рабочие чертежи. Однако сразу возникли разногласия по поводу облика здания. Стиль сочли не модным, хотели вернуться к классике. Троценко предлагал варианты, один, наконец, утвердили. Строить начали со стороны Чернышевской — там должны были располагаться артистические уборные, декорационные мастерские — здание было задумано с внутренним двором и проездом с Чернышевской улицы, а фасад обращен к Сумской. Строительство велось неторопливо, а когда в 34-м году столицу перенесли в Киев, и вовсе притихло. Решили, что Харькову теперь такой большой зал уже не нужен, еще раз переделали проект — строительство остановилось... Начались поползновения желающих использовать уже построенное здание в своих целях. И тот же Троценко разработал проект превращения здания в жилой дом. Этот дом — единственный след того грандиозного проекта, который съеживался, уменьшался и тихо зачах.
Тамара Владимировна:
Оперный театр действительно хотели построить, и полетела в воздух еще одна церковь. Не помню, как она называлась, а стояла она на том месте, где сейчас ДК ХЭМЗ. Там была церковь и рабочий дом, построенный на средства рабочих. Так вот Дворец культуры нынешний первоначально был оперным театром, я еще успела побывать в нем до войны.
Александр Юрьевич:
Заброшенная строительная площадка в центре города, в великолепном месте привлекала самых неподходящих застройщиков. Чтоб уберечь место, в Гипрограде УССР, который находился в Харькове, приняли кощунственное, на первый взгляд, решение. Для первой в Украине троллейбусной линии решили построить там временное депо. В 39-м году пошел первый троллейбус. И вот в таком виде все это и настигла война.
Тамара Владимировна:
Когда я сейчас хожу мимо того места, где когда-то было здание филармонии, смотрю на этот забор, на эту гадость, я вспоминаю троллейбусное депо на том месте, где была Миронисицкая церковь. А струя появилась после войны. Я в Харьков вернулась поздно, в 47-м году. Секретарем обкома партии тогда был Чураев Виктор Михайлович, он хотел украсить город. В Сокольниках делали комсомольское озеро, а мы каждый вечер после работы расчищали место для этой струи.
Александр Юрьевич:
Местным властям пришло в голову сделать небольшой, но праздничный Сквер Победы. Сквер решили сделать нарядным, необычным, а не просто место с клумбочкой, отправили в Кисловодск молодого архитектора Виктора Коржа. Он должен был изучить секрет достопримечательности дореволюционной курортной России — Кисловодской стеклянной струи. По возвращении он спроектировал такую же в Харькове, но от Кисловодского она отличалась своеобразным павильоном, напоминающим часовенку.
Тамара Владимировна:
Ну, народ мы были молодой, шли расчищать место для струи и шутили: «Вот Чураев придумал для себя Бахчичурайский фонтан — а ну, работай, давай».
Александр Юрьевич:
За беседкой предполагался прямоугольный бассейн, и когда его начал копать экскаватор, он случайно завернул ковшом большую кривую линию естественного очертания, не предусмотренную проектом, и это страшно понравилось всем. Так и сделали его нескучной прямоугольной формы, а живописный, такой, какую мы видим его по сей день.
Тамара Владимировна:
Однажды мы узнали, что Чураева вызвали в ЦК на курсы усовершенствования, а это значило, что его сняли. Как-то спрашивают у меня: «А где Чураев?» А кто-то из острословов и говорит: «А вы не знаете? Он пишет мемуары — «50 лет в струю». Это был намек на книгу графа Игнатьева (он был дипломатом в Париже) «50 лет в строю».
Александр Юрьевич:
Думаю, что оперный театр все-таки хотели построить, но место занято — жаль сквера, действительно построенного народом в честь победы, и тогда решили театр строить напротив, на том месте, где Анна Степановна Маяк сделала очень изящную ротонду и она образовала со Стеклянной струей весьма симпатичный уголок.
Евгений Зубков, фотохудожник. Легенда о ротонде:
Один раз главный начальник харьковского КГБ поехал в Сочи. И там он был принят местным начальником, и все было хорошо, и был накрыт стол в беседке, вроде харьковской ротонды. Они, конечно, там крепко посидели и, видать, очень крепко выпили. А сочинский начальник и говорит, что, мол, скоро я приеду в Харьков и надеюсь, что ты меня примешь не хуже. И наш начальник, чтобы не ударить в грязь лицом, вынужден был за три дня построить в Харькове такую же ротонду. Вот откуда взялась она в Харькове.
Александр Юрьевич:
А когда строили оперный театр, то и ротонду, и прочие мелочи пришлось снести, а изящный павильон стоит и по сей день. На его фоне с удовольствием фотографируются люди, он стал своеобразным символом Харькова. Вот и вся история о Стеклянной струе. Как видите, никаких легенд нет.
Вячеслав Филитов, предприниматель:
А вот еще одна легенда — в народе говорили, что Стеклянная струя — это слезы Подгорного. Здесь у него была любимая женщина, и когда его забрали из Харькова, он построил эту Стеклянную струю в память о былой любви...
На сегодня это все истории об этом месте, которые мне известны, но время идет, харьковчане не меняются в главном — я думаю, что они еще что-нибудь придумают.



Категория: Статьи | Добавил: Otshelnik (03.07.2011)
Просмотров: 1124 | Теги: Сумская улица, Зеркальная струя, сквер Победы, Стеклянная струя, сквер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]