Суббота, 23.11.2024, 07:40 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » История улиц и площадей

МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Улица возникла одновременно с Харьковской крепостью. На месте теперешнего Советского переулка стояла крепостная Московская проездная башня, от которой шла дорога на Москву. Нынешний проспект тогда представлял собой дорогу, в результате застройки превратившуюся в Московскую улицу.

Московский проспект объединяет три улицы, имевшие до революции разные названия. Часть нынешнего проспекта от Николаевской (сегодня Конституции) площади до моста называлась Московской, а от моста до Конной площади (сегодня площади восстания) — Старомосковской улицей. В прошлом веке часть улицы, возникшая за Конной площадью, получила название Корсиковской по имени владельца земельного участка.

Московская улица была болотистой. Еще в начале 19 века в квартале между Московской и Рыбной (сейчас Кооперативной) улицами и Петровским (сейчас Короленко) переулком находилось озеро.
В конце XVII века на Московской дороге, за рекой Харьков находилась сберегательная застава от чумы.

На протяжении XVII—XVIII веков шла застройка той части Московской дороги, которая пролегает от нынешней площади Конституции до реки Харьков. Заселение района на восток от реки началось лишь в 30—40-х годах XVIII века. Здесь, за рекой (в районе современной площади Руднева), был въезд в Харьков. Там стояли каменные обелиски. Вправо от дороги лежал хутор Заводский. За каменными обелисками по обе стороны дороги находилась Немышлянская пригородная слобода с хуторами, а дальше лежало кладбище. На территории слободы, влево от Московской дороги, стояла ветряная мельница и пивоваренный завод Искры, в связи с чем возникшая здесь улица получила название Искринской.

Значительным сооружением начала XIX века был "Братский дом" Успенского собора на углу Московской улицы и Николаевской площади (сегодня площадь Конституции). Дальше находилась большая усадьба, выходившая на Московскую, Петровский переулок и Николаевскую улицу (теперь улица Короленко), принадлежавшая Главному Слободско-Украинскому училищу. Вся улица от площади до моста, за исключением нескольких каменных зданий, в 20-х годах 19 века была застроена неказистыми домами под соломой. Через реку Харьков был переброшен деревянный мост, каменный мост построили только в 1785 году. Другим способом связи с Захарьковской частью была Барабашовская плотина, находившаяся напротив Кузнечной улицы. 3а Харьковским мостом справа там, где теперь индустриально-педагогический техникум (Московский пр-т 24) в начале XIX века находился казенный почтовый двор. Каменный дом почтамта выходил на набережную. По улице за почтамтом располагался дегтярный ряд. Там, где сейчас находится 30-я школа (Харьковская набережная 4), стояли торговые бани. Далее по направлению к Михайловской площади (сегодня площадь Руднева) улица с обеих сторон была застроена каменными домами, а дальше до самой Конной площади тянулись глинобитные дома под соломой. Заканчивалась улица заставой со шлагбаумом, у которого стояла так называемая таблица, сообщавшая о количестве населения и каменных зданий в городе.

Работы по упорядочению улицы развернулись в 1837 году. От Харьковского моста до Николаевской (Конституции) площади улицу замостили, с обеих сторон проложили тротуары, уложили трубы для стока воды. В 1840 году ее осветили масляными фонарями. В те годы Старомосковскую стали называть Московской или Захарьковской улицей.

В начале второй половины 19 века на улице появилось несколько небольших предприятий. В 1851 году на Московской, 24, возник механический завод Эдельберга, а спустя 10 лет напротив Конной площади открылся чугунолитейный завод Вестберга. В 60—70-х годах здесь были расположены водочные заводы, заводы минеральных вод, кондитерские фабрики.

Появились и учебные заведения. В здании с колоннадой за Харьковским мостом (ныне здесь индустриально-педагогический техникум) в 1845 году начала работу первая Харьковская мужская гимназия. В 1877 году на Вознесенской (Фейербаха) площади было открыто шестиклассное реальное училище.

В 1883 году на улице началось движение конки от биржи на Николаевской (Конституции) площади до Конной улицы (Богдана Хмельницкого), а в следующем году — до Конной (Восстания) площади.

Во второй половине 19 века в районе нынешнего завода «Серп и молот» появились завод Бельгийского общества, завод подвесных дорог и ряд других небольших промышленных предприятий. В 1904 году Бельгийское общество объединило свое предприятие с заводом сельскохозяйственных орудий акционерного общества Гельферих-Саде, который находился на Конной (Восстания) площади, а вскоре завод Гельферих-Саде перешел с Конной (Восстания) площади на территорию бывшего завода Бельгийского общества.

Одновременно с возникновением промышленных предприятий в этом районе появилось несколько больших зданий.

Напротив Конной (Восстания) площади на средства города были построены каменные казармы для Тамбовского полка. На месте нынешнего Дворца культуры электромеханического завода был сооружен Народный дом. Он принадлежал обществу распространения в народе грамотности и строился на деньги, собранные общественностью города. Автор проекта — архитектор А. А. Венсан. Открытие Народного дома, имевшего два зала и библиотеку-читальню, состоялось 2 февраля 1903 года.

В 1910 году рядом с нынешним стадионом завода «Серп и молот» был открыт небольшой стадион, на котором в мае 1911 года состоялась первая в городе международная футбольная встреча. В игре с английским клубом победила сборная Харькова.

В начале XX века улица протянулась далеко на восток. Во время Первой мировой войны здесь начали работать эвакуированные с запада заводы. Переведенный из Риги велосипедный завод Лейтнера разместился на территории завода Гельферих-Саде. Летом 1915 года из Риги эвакуировали в Харьков электромеханический завод. Для предприятия отвели место за Николаевской больницей. Завод носил название ВКЭ или ВЭК— Всеобщая электрическая компания.

Накануне Октябрьской революции на улице почти рядом находились заводы ВЭК (ныне ХЭМЗ), Гельферих-Саде и Мельгозе (ныне «Серп и молот»), Лейтнера (ныне велосипедный) и другие, на которых было занято около 12 тысяч рабочих.

После Октябрьской революции улицу переименовали в Первомайскую. Эта крупнейшая магистраль стала олицетворением индустриального Харькова.

Бурному росту улицы содействовало строительство новых предприятий. В 1930 году под Харьковом, в открытой степи у станции Лосево, началось сооружение тракторного завода. 26 сентября 1931 года, спустя 15 месяцев после начала работ, завод был подготовлен к пуску.

С 1931 по 1937 год предприятие выпускало колесные тракторы, а с 1937 года перешло на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ, газогенераторных тракторов ХТЗ-Т2Г.

В апреле 1929 года началось строительство турбогенераторного завода имени С. М. Кирова, вступившего в строй в январе 1934 года. Сооружение завода намечалось проводить по проекту иностранных специалистов, предусматривавших строительство цехов из металлоконструкций. Но советские строители разработали проект с использованием железобетона, что намного снизило стоимость сооружения завода.

Одно из старейших предприятий города — завод Гельферих-Саде 4(17) января 1918 года был национализирован. В 1919 году переименован в Первый государственный завод сельскохозяйственного машиностроения. В 1922 году, в дни празднования пятой годовщины революции, заводу присвоено название «Серп и молот». В 1923 году к нему присоединили завод сельскохозяйственного машиностроения имени Артема.

В годы первых пятилеток на проспекте было создано и много новых учебных заведений. В 1930 году в здании бывшего реального училища начал работать Институт механизации и электрификации сельского хозяйства. В том же году открылся Украинский институт лингвистического просвещения, переименованный в 1934 году в Педагогический институт иностранных языков.

К пятилетию Октября, в 1922 году, в бывшем Народном доме начал работу Краснозаводский рабочий театр. На его базе в 1928 году был создан Краснозаводский государственный драматический театр. В 1933 году для улучшения обслуживания трудящихся Донбасса театр был переведен в Донецк.

В 1933—1938 годах на месте снесенного Народного дома было возведено прекрасное здание Краснозаводского театра (ныне Дворец культуры ХЭМЗа), построенное по проекту архитекторов В. И. Пушкарева, В. К. Троценко и инженера М. И. Рязанцева.
В районе Краснозаводского театра возник новый рабочий поселок из 36 двухэтажных домов. Тогда же за линией Юго-Восточной (Балашовской) железной дороги для рабочих ХЭМЗа и завода «Серп и молот» был построен жилой комплекс «Луч» по проекту архитекторов Г. Г. Вегмана, Е. А. Лымаря и других. К 10-летию Октября на территории бывшей Николаевской больницы было сооружено здание Краснозаводской образцовой рабочей поликлиники (архитекторы В. А. Эстрович и А. В. Линецкий).

В 1927 году возле завода «Серп и молот» открыли образцовую коммунальную баню с водолечебницей и бассейном для плавания (архитектор В. И. Богомолов). На углу проспекта и Безуглого переулка (ныне переулок Восстания) в 1929 году построили большой жилой дом для рабочих завода «Серп и молот». К числу значительных сооружений довоенного времени относится и жилой дом напротив улицы (проспекта) Академика Павлова, построенный для рабочих электромеханического завода по проекту архитектора Л. Г. Любарского.

Строительство новых предприятий, особенно тракторного завода, содействовало быстрому заселению восточной части проспекта. Здесь возник большой рабочий город со светлыми жилыми кварталами, утопающими в зелени деревьев. Это поселок тракторостроителей. Он отделен от промышленных предприятий полукилометровой лесозащитной полосой. На территории жилых кварталов равномерно размещены детские сады, магазины и другие учреждения бытового и культурного назначения. Застройка поселка осуществлялась по проекту коллектива архитекторов под руководством профессора П. Ф. Алешина. Возле жилого массива тракторозаводцев вырос поселок для рабочих других предприятий. Так возник новый жилой городской район, названный именем Г. К. Орджоникидзе.

Значительные работы были проведены по благоустройству проспекта. Его заасфальтировали. В 1930 году через железную дорогу у завода «Серп и молот» построили мост, что значительно улучшило сообщение. До тракторного завода проложили линию трамвая. Когда-то небольшая улица превратилась в зеленый пятнадцатикилометровый проспект.

В годы Отечественной войны промышленные предприятия, находившиеся на проспекте, были эвакуированы на восток. ХТЗ работал на нужды фронта в городе Рубцовске. На его базе после окончания войны был создан Алтайский тракторный завод. После освобождения Харькова в числе первых был восстановлен тракторный завод.

В 1946 году был полностью восстановлен турбинный завод имени С. М. Кирова. С 1953 года на заводе, кроме паровых, начался выпуск больших гидравлических турбин.

Харьковский станкостроительный завод имени С. В. Косиора, построен в годы довоенных пятилеток (1935 год).
В послевоенный период на Московском проспекте построено несколько новых больших предприятий, среди которых заводы «Электротяжмаш» основанный в 1946 году, кабельный, подшипниковый, плиточный и другие.

Плиточный завод начал строиться в 1936 году, но помешала война, и предприятие было введено в строй только в 1946 году. В ноябре 1947 года пущен 8-й Государственный подшипниковый завод.

На Московском проспекте расположены также заводы металлоконструкций, сантехизделий и другие промышленные предприятия. Харьковчане по праву называют Московский проспект «Аллеей гигантов». В 1973— 1975 годах на проспекте вступил в строй полиграфический комбинат издательства «Соціалiстична Харківщина». Здание комбината состоит из газетного, журнального и редакционного корпусов и ряда вспомогательных помещений. В 14-этажном редакционном корпусе разместились редакции газет «Соціалiстична Харківщина», «Красное знамя», «Ленiнська зміна» и «Вечiрній Xapкiв». Недалеко от поселка Восточный сооружен Роганский пищевой комплекс, состоящий из колбасного, хлебного, пивоваренного, мясомолочного, тарного заводов и макаронной фабрики. Первенец комплекса — молокозавод— вступил в строй в 1973 году. В 1974 году сдан в эксплуатацию колбасный завод. В десятой пятилетке в Роганском промузле построены новые корпуса кондитерской фабрики «Октябрь».

Начало проспекта от площади Конституции до реки Харьков почти полностью застроено новыми домами. Привлекает внимание многоэтажный дом на углу проспекта и переулка Короленко, сооруженный в 1952 году по проекту архитекторов В. М. Донского и Д. П. Торубарова, и огромный жилой дом завода транспортного машиностроения имени Малышева, расположенный на углу проспекта и Харьковской набережной (архитектор П. И. Русинов). За Харьковским мостом расположились благоустроенные жилые дома заводов «Серп и молот», станкостроительного, велосипедного и других. В 1968 году на проспекте открыт крупнейший в городе универмаг «Харьков».

В 1954 году, в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией, открылось движение по новому железобетонному мосту через реку Харьков (архитектор А. Мещеровский, скульптор М. Овсянкин). Мост украшают скульптурные группы. На одном из пьедесталов стоят монументальные скульптуры, символизирующие нерушимое единство русского и украинского народов. Значительным центром жилищного строительства стал район Селекционной Станции.

От жилого комплекса «Луч» протянулись две асфальтовые дороги. Между ними проходит трамвайная линия. Недалеко от ХТЗ построен новый путепровод, а трамвайная линия продолжена до плиточного завода. В послевоенное время на проспекте началось троллейбусное движение, сейчас маршрут троллейбуса доходит до Восточного поселка. На проспекте возле турбинного завода находится станция метрополитена «Московский проспект». Станция односводчатая, мелкого заложения. Переходы связывают обе стороны проспекта.

Категория: История улиц и площадей | Добавил: Otshelnik (12.06.2011)
Просмотров: 6833 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]